Андрей: Про физику я, естественно, не спорю, но до кучи добавляю следующую цитату: "Когда гитара отказывается строить, первая вещь, которая должна быть проверена – это межладовое расстояние. Принимая, что межладовое расстояние верно, вторая важная переменная, влияющая на интонацию - натяжение струны, которое происходит, когда струна прижата на ладу. Это натяжение увеличивает общую длину струны, что, в свою очередь, увеличивает натяжение струны, и поэтому заставляет ноту звучать выше. Каждая струна, будучи прижатой на ладу, высит по-разному. Существует три связанных правила, которые определяют это: 1. Повышение от прижатия между ладами обратно пропорционально высоте ноты – правило высоты тона (The Pitch Rule).
2. Высота пропорциональна натяжению струны – правило натяжения (The Tension Rule).
3. Натяжение струны пропорционально массе струны – правило массы струны (The String Mass Rule).
Правило высоты тона (The Pitch Rule) говорит нам, что гитара будет показывать общую тенденцию к большему занижению, по мере понижения высоты звучания струны, и нижняя струна Е будет высить больше, чем верхняя Е.
Тем не менее, правило натяжения (Tension Rule) и правило массы струны (String Mass Rule) также включаются в игру, и особенно хорошо это видно, если сравнивать поведение струн G и D. Если мы применим только Pitch Rule к этим струнам, мы должны были бы наблюдать, что D высит больше, чем G. Но фактически D высит меньше, чем G. Это происходит потому, что металлическая навивка добавила массы струне D. Даже при том, что высота тона струны D ниже, чем струны G, она имеет большее натяжение, чем струна G, и поэтому высит меньше. Если вы хотите проверить это – перестройте необмотанную струну G в D и убедитесь, что она будет высить больше при прижатии ее между первым ладом и порогом, чем когда она была настроена в G. Мы можем исправить тенденцию к повышению тона при прижатии струны на ладу, регулируя полную длину для каждой струны, но какова должна быть величина этой регулировки? Для ответа на этот вопрос мы должны более детально проследить, что происходит при прижатии струны на ладу. Первый компонент натяжения, наблюдается, когда струна перемещается к вершине лада (travel stretch). Однако, когда гитарист прижимает ноту, палец не прижимает струну строго на ладу, вместо этого он прижимает струну между ладами, и прилагает большее давление, чтобы быть уверенным в хорошем контакте струны и лада во избежание дребезга. Это добавляет дополнительное натяжение (fretting stretch). Каждый из этих компонентов натяжения должен быть адресован соответствующему концу струны для лучших результатов интонации. Корректное место для компенсирования travel stretch – седло на нижнем пороге (бридже). Установка седла и возможность с его помощью двигать точку перегиба струны дает возможность увеличить длину струны. Причиной для этого служит взаимосвязь между величиной натяжения и сокращением активной длины струны.
Когда мы прижимаем струну последовательно на более высоких ладах, полная длина и натяжение струны при прижатии увеличивается из-за наклона грифа относительно открытой струны.
Почему тогда каждая последующая нота не высит все больше? Потому что одновременно отношение компенсации на седле к активной длине струны пропорционально увеличивается.
Корректным местом для компенсирования дополнительного натяжения (fretting stretch) является верхний порог, на котором можно переместить точку перегиба струны вперед, что уменьшит расстояние до лада и таким образом уберет повышение по причине натяжения. Причиной для этого является отношение между долей дополнительного натяжения (fretting stretch) и долей компенсации на пороге (nut compensation) к неактивной длине струны. По мере того, как нота будет браться на более высоких ладах, коэффициент дополнительного натяжения (fretting stretch) будет уменьшаться, поскольку гриф имеет уклон. В это же время коэффициент компенсации на пороге (nut compensation) к неактивной длине струны также пропорционально уменьшается."
Источник: jablog.ru
|
|