Как выбрать гитару
У вас есть желание купить себе качественную гитару? На первый взгляд, это не проблема. Бытует мнение, что тот, у кого толстый бумажник, имеет огромные преимущества. Узнавая все новые тонкости и мелочи в процессе выбора гитары, самодовольная улыбка обычно медленно сползает с лица толстосума. Выбор хорошей гитары - это занятие не для слабонервных. Давайте вместе посмотрим, какие трудности могут подстерегать неискушенного покупателя, приходящего в большой музыкальный магазин.
Наивно было бы надеяться, что около вас сейчас же окажется внимательный честный продавец-консультант, единственным желанием которого будет выбрать для вас лучший инструмент в магазине за разумные деньги. Гитар в магазине обычно бывает много, и далеко не все из них звучат хорошо. Все инструменты звучат совершенно по-разному: беря в руки различные экземпляры одной и той же модели, даже новичку становится понятно, что одинаково звучащих гитар не бывает в принципе. У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо знать заранее, что искать и где искать.
Перед походом в магазин настоятельно рекомендуется хорошо подготовиться - необходимо выбрать магазин, в который вы отправитесь за покупкой. О магазинах стоит расспросить друзей и знакомых, которые уже имеют опыт в этой области. Полезно изучить музыкальные журналы. В Минске существует достаточное количество музыкальных магазинов, которые в числе прочего торгуют музыкальными инструментами.
С самого начала нужно настроиться на трудоемкий процесс. Смотрите, старайтесь почувствовать гриф и внимательно слушайте. Только так можно выбрать хороший инструмент, сколько бы он не стоил.
Во-первых, полностью осмотрите гитару - от самой головки грифа до заднего ремнедержателя. Если вы не нашли никаких проблем - сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появиться царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн - стоит переходить к прослушиванию инструмента. Стоит играть не спеша, и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.
Электрогитара или полуакустика?
С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем (”заводятся”), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Обычно бас-гитары делаются полностью из дерева и не содержат полостей внутри деки (то есть очень редко можно встретить полуакустический бас).
Гриф - всему голова
Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.
Любители жесткой быстрой музыки - те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist, Ibanez RG, Washburn N series).
Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson). Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставятся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.
Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть - над корпусом. И если корпус гитары в принципе может быть заменен, то некачественная накладка - это испорченный гриф, а значит и испорченная гитара.
Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Основная часть грифа может быть сделана из разных пород дерева - от стандартного клена и махагони (красное дерево, используется в качестве основного для производства гитар Gibson) до крайне редких вэнго и бубинго. Грифы бас-гитар изготавливаются с применением более плотных пород древесины, так как струны на бас-гитарах гораздо толще, натяжение струн больше, и вероятность того, что гриф “поведет” выше. Обычно грифы бас-гитар делают из стандартных клена и махагони, или более плотных пород, таких как вэнго, орех(walnut) или бубинго, которые лучше передают низкие частоты и менее подверженных механическому воздействию струн.
Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов (которые используются в современной космической промышленности и других областях) - таких как “никогда не высыхающий” графит. Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания. Однако заметим, что многие знаменитости, такие как Ван Хален (Van Halen) и Джо Сатриани (Joe Satriani), предпочитают играть на нелакированных грифах.
Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта: клен, эбони (черное дерево) и палисандр. Клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах типа Fender Telecaster) мягок на ощупь и имеет яркое звучание. Эбони (черное дерево) - плотная, практически черного цвета, порода дерева, - звучит гораздо плотнее и глубже.
Палисандр - это промежуточный вариант между плотным звучанием эбони и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым “теплым” и мягким звучанием.
Обычно фирмы-производители имеют в своем арсенале большое количество моделей, на части из которых стоят клен, на части - палисандр, а на самых дорогих - подписных моделях известных гитаристов - эбони. При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других - эти три породы древесины звучат просто по-разному. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание. Палисандр дороже, чем клен в обработке, и растет только в редких южных странах, поэтому стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре сделана из палисандра, хотя это дерево также нередко ставят на дорогие инструменты подписных серий, например модели Ibanez Joe Satriani и Frank Gambale, Fender Jeff Beck и Eric Clapton. Эбони - самое плотное дерево. Его привозят в Европу и Америку с самых южных точек планеты. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из эбони на недорогом инструменте. Можно сказать, что эбони - это элитное дерево, которое ставится только на дорогие подписные гитары. На гитарах с накладками из черного дерева играют Steve Vai, Nuno Bettencourt, George Benson и многие другие. В целом можно сказать, что каждый гитарист выбирает для себя, на каком дереве его пальцам удобнее играть. При изготовлении бас-гитар используются всё те же клен, палисандр и эбони, а также более плотные породы дерева, такие как вэнго и амарант.
Частая проблема грифов гитар - это высыхание древесины. Даже абсолютно новый инструмент может пересохнуть в процессе транспортировки или неправильного хранения. Если струны над накладкой находятся слишком высоко, или струны сильно дребезжат при игре на некоторых ладах в середине грифа, скорее всего это связано с высыханием древесины. В небольших пределах это допустимо, и быстро исправляется продавцом-консультантом при помощи анкерного стержня. Если же исправить эти проблемы таким методом не удается - налицо проблемы с древесиной (часто бывает, что гитары транспортируют из-за границы в холодных контейнерах, и они в течение долгого времени лежат в неотапливаемых, недостаточно сухих складах, что отрицательно сказывается на древесине). В идеале поверхность грифа должна быть абсолютно ровной, без провалов и горбов.
Есть два способа проверить “ровность” грифа: можно одной рукой (любым пальцем) зажать любую крайнюю струну (первую или шестую) на первом ладу, а второй рукой зажать ту же струну там, где гриф соединяется с корпусом (скажем, на 20 ладу). Расстояние от струны до ладов между первым и двадцатым ладом должно быть одинаковым. Если это так, значит гриф прямой.
Второй способ заключается в следующем: нужно положить корпус гитары себе на плечо (как это делают скрипачи) и посмотреть вдоль накладки грифа, в сторону головки грифа. Лады должны быть четко параллельны один другому, ни один из них не должен быть выше другого. Учтите, что такой тест требует внимательности и некоторой практики.
Внимательно изучите гриф и накладку на предмет трещин, особенно в месте соединения грифа и корпуса гитары. Бывает что болты, которыми прикручен гриф к корпусу, слишком длинны - в таком случает они проходят через гриф и ломают накладку. Также обратите внимание на заднюю часть грифа - есть небольшая вероятность, что гриф треснут. Если вдруг такая неприятность обнаружится - сразу же откажитесь от этого инструмента.
Есть гриф прошел все эти визуальные тесты - пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару или бас-гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковые точки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.
Звучание деки
Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины.
Для начала обратимся к электрогитарам - инструментам с цельнодеревянным корпусом. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махагони) дают больший сустейн (sustain-англ., длительность звучания нот). Но далеко не только вес древесины определяет звучание инструмента. Послушайте гитары из клена или ольхи - пород средней плотности и веса - из этих пород фирма Fender делает большинство своих инструментов. Или, к примеру, очень легкие гитары из липы или болотного ясеня. Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале величайших гитаристов мира. Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет. Легкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их. Итак, из всех электрогитар инструменты из легких пород дерева представляют полную противоположность полуакустическим гитарам. Они возлагают большую часть звучания на звукосниматели. Такие инструменты часто используются в скоростной тяжелой рок-музыке. С бас-гитарми все обстоит несколько сложнее. Они изготавливаются из самых разных пород древесины, как легких, так и очень плотных и тяжелых, и нельзя заранее однозначно сказать, как будет звучать гитара из определенной породы древесины. Здесь многое зависит от количества струн (стандартные бас-гитары имеют 4 или 5 струн, встречаются гитары с 6 струнами, существуют варианты 8-и и даже 12-и струнных бас-гитар!), материала струн (сталь, никель или другой), типа звукоснимателей и так далее.
Деки лучших электрогитар и бас-гитар делаются из одного куска дерева. Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева, с большим количеством склеек. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек. Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней чести деки и клен для верхней) для того, чтобы предать звучанию гитары нужную окраску.
Гитары также подразделяются по способу крепления грифа к деке. Существует три основных варианта: гриф прикреплен к деке болтами (обычно четырьмя). Этот способ был придуман Лео Фендером. Все гитары марки Fender - например, модели Стратокастер и Телекастер - сделаны по принципу “гриф на болтах”. Второй вариант - гриф вклеен к деку (как и на многих акустических гитарах). Такое крепление грифа можно найти на гитарах типа Gibson Les Paul. Третий вариант - гриф идет сквозь весь корпус гитары (сквозной гриф). В этом случае гриф и центральная часть корпуса гитары сделаны из одного куска дерева. Такое крепление грифа можно найти на дорогих гитарах Jackson (USA). Каждый из вариантов вносит свои плюсы и минусы в конечное звучание инструмента.
Бас-гитары редко имеют вклеенный гриф - обычно на бас-гитарах гриф прикручен к корпусу болтами. Бас-гитары со сквозным грифом - это элитные, очень дорогие инструменты, и их нечасто можно встретить в магазине. Обычно они укомплектованы самой дорогой электроникой, и звучат гораздо лучше, чем бас-гитары с прикрученными грифами. Но бывают и исключения.
Считается, что гитары с привинченным грифом имеют самое яркое звучание, при этом длительность звучания нот (сустейн) самая маленькая. Гитары со сквозными грифами представляют собой полную противоположность первым и характеризуются максимальным сустейном и спокойной, уверенной атакой. Ноты на таких гитарах звучат ровнее и дольше. Обычно гитары со сквозным грифом - это самые дорогие инструменты. Инструменты с вклеенным грифом - это разумный компромисс между гитарами с прикрученными грифами и гитарами со сквозными грифами, как по атаке, яркости и сустейну, так и по цене. При выборе способа крепления грифа к деке нужно учитывать еще один очень важный аспект: насколько легко можно будет снять или заменить гриф в случае поломки. Если гриф идет сквозь корпус, заменить его будет очень и очень непросто.
При выборе гитары необходимо внимательно осмотреть место крепления грифа к деке. Гриф должен быть прикручен к деке максимально плотно и ровно. Не должно быть ни малейших заусенцев и трещин в этом месте. Если гриф вклеен, он также должен быть максимально подогнан к деке и аккуратно приклеен, без малейших следов клея и лака в области крепления грифа и деки.
Фурнитура - мощная поддержка
Фурнитура - это “группа поддержки” для древесины. Она включает в себя все, что заставляет струны держаться на древесине и взаимодействовать с ней - колки, анкерный стержень, лады, верхний порожек и машинку (струнодержатель на деке). Нужно отметить, что качество фурнитуры не является основным фактором при выборе инструмента - древесина играет значительно большую роль. Но без качественной фурнитуры гитара не прослужит долго, и есть вероятность выхода из строя отдельных деталей в любой момент.
Очень важный вопрос стоит у каждого гитариста при выборе машинки - поистине гамлетовский: качать или не качать струны при помощи механики? Можно заставить гитару визжать и смеяться не только с помощью пальцев, но и используя специальные приспособления - рычаг, пружины и прочую механику, которая в целом называется одним словом “машинка”. Для некоторых музыкальных стилей рычаг машинки - насущная необходимость. И не любой машинки, а качалки систем Floyd Rose или Kahler. Первая система (типа Floyd Rose) гораздо шире распространена в России и пользуется большой популярностью у многих рок-гитаристов. Большое количество различных фирм, таких как Schaller, Ibanez, Jackson, Washburn, B.C.Rich и другие, выпускают машинки по лицензии Floyd Rose. Такие машинки значительно увеличивают стоимость гитары, но они заставляют инструмент петь, визжать и смеяться - послушайте соло Стива Вая (Steve Vai)! При этом гитара совершенно не теряет строя. Но у таких машинок есть и отрицательные стороны - контакт между декой гитары и струнами намного меньше, чем у стандартных струнодержателей (как на гитарах Gibson Les Paul), поэтому длительность звучания нот у гитар с машинкой типа Floyd Rose все-таки ниже, чем у фиксированных струнодержателей.
Если вы играете скоростные пассажи на сильном перегрузе и любите экспериментировать со звуком - можно попробовать гитару с Floyd Rose. Стоит обратить внимание на гитары Ibanez, ESP, Jackson, B.C.Rich, Washburn (N series). Если же гитара нужна для исполнения блюза или альтернативы - подумайте, стоит ли платить деньги за то, что может оказаться ненужным? Возможно, для этих музыкальных стилей лучшим выбором будет инструмент с фиксированным струнодержателем (типа Gibson Les Paul, Fender Telecaster, Ibanez Artist и Artstar, Washburn серий P и Maverick) или стандартной машинкой типа Stratocaster (установлена на гитарах Fender Stratocaster, Ibanez Blazer и многих других).
На бас-гитары в абсолютном большинстве случаев ставятся фиксированные струнодержанели (их иногда также называют машинками), но и тут бывают исключения. Существуют бас-гитары, струны, которых можно качать при помощи рычага! Правда, это очень большая редкость.
В любом случае, все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и протертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий. Стоит обратить внимание на следующие моменты. Некоторые породы дерева (например, липа) настолько мягкие, что машинка типа Floyd Rose может начать вырывать древесину вверх в местах крепления винтов машинки к корпусу. У акустических гитар струнодержатели на деке обычно выполнены их дерева, и лак на них может начать облезать. На это также стоит обратить внимание при покупке.
Хорошая электроника - хорошее начало цепи усиления
Будем считать, что вы успешно преодолели все трудности, разобрались во всех тех тонкостях, про которые было рассказано выше. Была выбрана гитара, которая аккуратно и качественно сделана и хорошо звучит в древесине. Теперь настало самое время включить в нее шнур и послушать, как она звучит через усилитель.
Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки (потенциометры) громкости и тона. Звукосниматели бывают различных конструкций и размеров, не говоря уже о внешнем виде. Изначально был изобретен звукосниматель типа “сингл” (”single” - один, англ.), который обычно ассоциируется с гитарами Fender Stratocaster и Telecaster. Эти звукосниматели (синоним - датчики) имеют яркое и прозрачное звучание. Основной их минус - это сильный уровень фона даже на малой громкости. На большой громкости, или с большим уровнем эффекта distortion, это может стать серьезной проблемой, которую очень трудно будет решить даже при помощи дорогих и сложных приборов. Чуть позднее был изобретен второй вид звукоснимателя - хамбакер (hum-шум, buck-противостоять, англ.). Хамбакеры (humbuckers) - это, по сути дела, два звукоснимателя типа сингл, спаянных последовательно, чтобы фон от одного уничтожал фон другого. Нужно отметить, что вместе с фоном часть полезных частот также взаимоуничтожается. Хамбакеры звучат менее ярко, но более мощно, с большим количеством средних и низких частот. Если на гитаре стоит качественный хамбакер, то вы практически не услышите фона.
Синглы и хамбакеры представляют собой пассивные звукосниматели. Существуют также активные звукосниматели, которые представляют собой третий, совершенно иной тип звучания. В активных звукоснимателях маленький усилитель (микросхема) встроена внутрь гитары. Суть их работы заключатся в том, что они используют методы, отличные от пассивных звукоснимателей, для передачи сигнала к усилителю. С помощью этого удается полностью ликвидировать шум и эффект фона, а также максимально расширить полосу снимаемых со струн частот. Маленькая микросхема, встроенная в гитару, может, в зависимости от типа, работать в качестве эквалайзера или предусилителя. Для активных звукоснимателей необходимо дополнительное питание - обычно это батарея типа “Крона”, которая встраивается непосредственно в гитару. Учтите, что замена батареи во время концерта может стать серьезной проблемой для забывчивого музыканта. Без батареи гитара принципиально не будет играть.
Различные типы звукоснимателей можно по-разному подключать к гитаре. Всё зависти от типа звукоснимателя и фирмы-производителя. Некоторые фирмы, например Seymour Duncan, DiMarzio и EMG, специализируются на заказных звукоснимателях. То есть, покупая изделие этих фирм, носящие названия известных гитаристов, можно хоть немного ориентироваться на соответствующее звучание гитары. В любом случае, при покупке гитары стоит поинтересоваться, звукосниматели какого типа и какой фирмы стоят на инструменте.
Фирменные изделия (все те же Seymour Duncan, DiMarzio и EMG) обычно звучат на порядок лучше “безымянных”. Но тут же встает закономерный вопрос: А сколько звукоснимателей вам нужно? Многие известные гитаристы - такие как Эдди Ван Хален (Van Halen) и Марти Фридман (Megadeth) используют только один звукосниматель, причем обычно хамбакер. Они уделяют больше внимания собственным пальцам, усилителю (”комбо”) и эффектам для получения различных типов звучания.
Стандартными же являются, скорее, гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание, и на нем обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нем обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Конечно, есть возможность комбинировать эти звукосниматели. Часто можно встретить гитары с тремя звукоснимателями - такой вариант предоставляет широкие возможности для экспериментов со звуком.
На бас-гитары обычно устанавливаются звукосниматели одного из трех типов: типа Jazz Bass (аналог гитарного сингла, носит в народе название “мост”), типа Precision Bass (аналог гитарного хамбакера, он же “лесенка”) и басовый хамбакер (в народе “мыльница”), который очень похож на гитарный хамбакер, только больше по размеру. Звукосниматели типа Jazz Bass дают яркое, четкое звучание, с большим количеством верхних частот и верхней середины. Звукосниматели типа Precision Bass обладают ровным, спокойным звучанием средних частот, без явных подъемов и провалов во всей частотной области. Басовые хамбакеры обычно имеют агрессивное, мощное звучание, и больше подходят для исполнения музыки в стиле рок.
Вне зависимости от того, какие звукосниматели стоят на инструменте, при покупке обязательно проверьте работу всех его звукоснимателей и ручек, а также переключателя (тумблера) и гнезда (в которое включается шнур). Даже на новых гитарах иногда встречаются проблемы с электроникой, не говоря уже о бывших в употреблении. В процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими. Вам нравится звучание гитары через усилитель? Тогда выбор сделан!
© Копирование первоисточника допускается только с согласием и ссылкой на
www.black-cat.by